Задержки рейсов у всех бывали – это неприятно, ждать долго, в аэропорту отдохнуть нереально. Или же задержка на 1-2 часа полностью испортила весь план поездки – вы потеряли билеты на связанные рейсы, поезда, опоздали на деловую встречу. Как компенсировать задержку рейса, и можно ли это сделать? Такая компенсация вполне может спасти положение. Турист должен знать свои права, и как их защищать. Расскажу вам, как и в каких случаях можно получить компенсацию, а также как это сделать с минимальными усилиями через сервис Compensair, который заметно облегчает жизнь. Итак, рейс задержали. Что можно сделать и можно ли вообще что-то сделать? Оказывается, что можно. Только чтобы получить компенсацию, нужно, чтобы был выполнен ряд условий. Если же нет – точно компенсации не добиться.1. Права пассажира
Главное, вы должны знать, как права потребителя в РФ защищаются, а вы – потребитель услуг авиаперевозчика. И еще – Россия подписала ряд важных международных договоров по части международных авиаперевозок.
Не нужно бояться! Вы могли потерять стоимость билета, бронь отеля, рейс пересадки или важную встречу, пропустить событие в другой стране. По вине перевозчика человек может понести большие убытки. Так что существует правовая «таблетка».
1.1. Информация о задержке/отмене рейса
Обо всех изменениях в графике вылетов пассажиров обязаны проинформировать. Каким образом:
- По смс/электронной почте.
- Вывести информацию на табло в аэропорту.
- Объявить голосом в аэропорту.
Если этого не произошло, то пассажир вправе потребовать:
- Вернуть деньги за билет.
- Заменить билет на другой рейс в той же организации, где купил билет.
- Получить билет (без доплаты) на другой рейс другой авиакомпании, идущей в нужный пункт назначения.
Что делать при отмене рейса? Обратиться нужно в офис авиакомпании. Если действительно не было никаких мер по информированию пассажиров – вам обязаны помочь, дав билет на ближайший рейс.
Как отсчитывать время задержки?
На билете написано время отправления – с этого момента начинается период ожидания.
1.2. Рейс задержан, виноват перевозчик
Перевозчик виноват и несет ответственность, если:
- По вине перевозчика допущена нестыковка или ошибка при формировании расписания
- Овербукинг (продали больше билетов, чем мест в самолете)
- Экипаж не готов к выходу в рейс
- Чартер отказался от рейса (слишком мало продано билетов – не выгодно для перевозчика).
Здесь полностью виноват перевозчик – он должен компенсировать пассажирам затраты. Как – расскажу чуть позже.
1.3. Рейс задержан, но перевозчик не виноват
И так бывает. Ситуации форс-мажор:
- Погодные условия не допускают вылет – это опасно для пассажиров и самолета.
- Теракты, эпидемии, восстания – лететь опасно.
- Забастовка сотрудников аэропорта, команды.
- Катаклизмы.
- Рейс задержали или отменили по требованию государственных структур.
- Самолет внезапно ломается, нужен срочный ремонт.
Тут уже другая ситуация – вылет должны перенести, но денежной компенсации не будет.
2. Компенсация
В разных странах установлен разный размер компенсации.
Например, Азия – страна с нестабильной погодой и самыми разными природными явлениями. Отмены и перенос рейсов – нормальное явление. Тут компенсации мизерные, или их вообще нет. Зато сотрудники авиакомпании и аэропорта будут готовы обеспечить своих пассажиров горячим питанием, спальными местами, возможно, даже отелем. Помогут подобрать другой рейс или иной способ добраться до пункта Б.
В США при задержке больше чем на 2 часа размер компенсации – 1300 долларов.
Европа – 600 евро, если ждать пришлось более 4 часов. Если 3 часа – 250 евро.
А что в России? В обязанности авиакомпании входит выплатить:
- Моральная компенсация: 1875 руб. за час, но сумма не должна быть больше, чем 50% стоимости билета.
- Штраф 25-50% от ставки МРОТ.
По новому закону, сумма выплаты может быть до 332 000 руб.
Если утерян багаж – до 600 000 руб. за 1 место багажа (если нельзя установить реальную стоимость). Если же утеряна ручная кладь – 11 000 руб.
2.1. Что нужно делать пассажиру для получения компенсации
Какие документы будут нужны? На деле – не так уж много.
Давайте по пунктам разберем ваши действия для получения компенсации:
- Обратиться к сотруднику авиакомпании.
- Получить подтверждение о задержке или отмене рейса.
- Соберите все чеки, которые подтвердят ваши расходы. Например, вы не успели на пересадку, потеряли деньги за билет, не успели потом на паром, поезд, и т.д. У вас пропал день в отеле, который вы оплатили.
- Направить чеки и документ о задержке рейса авиакомпании. Лично или почтой.
- Если вам будет отказано – имеете право обратиться в суд.
У вас должны быть еще:
- Данные рейса;
- Бронирование (номер бронирования для авиакомпании);
- Посадочный талон (задержка может быть отмечена на нем).
Россия с 3 апреля 2017 года стала членом Монреальской конвенции, которая защищает права пассажиров. Имеете право защищать свои права. Это, возможно, не будет иметь смысла (суды и разбирательства), если сумма незначительная – но при больших потерях – вполне.
2.2. Что говорит закон
Кому положена компенсация?
Закона РФ «О защите прав потребителей» говорит, что если убытки потребитель понес по вине исполнителя, то исполнитель должен компенсировать ему убытки в полном объеме. Если законом не предусмотрена в конкретном случае компенсация в меньшем объеме.
Статья 15 ГК РФ гласит, что гражданин, чьи права были нарушены, имеет право потребовать 100% возмещения убытков. Убытки – расходы.
2.3. 600 евро компенсации
Не всегда, но в определённых случаях пассажиру положена компенсация в размере 600 евро. Мало кто о ней знает, а авиакомпании, конечно, молчат о ней.
Компенсация положена в следующих случаях:
- О переносе или отмене сообщили только в аэропорту.
- Или менее, чем за 14 дней от вылета.
- Вам отказано в посадке.
Вы уже имеете право на компенсацию.
2.4. Компенсация 250-600 евро
Регламент ЕС 261 гласит, что пассажир имеет право на компенсацию от 250 до 600 евро, если произошло следующее:
- Рейс задержан более, чем на 3 часа.
- Рейс был отменен.
- Овербукинг.
- Пассажир опоздал на пересадку (на 3 часа и больше) по вине перевозчика.
Но это закон воздушного пространства ЕС, так что должно быть выполнено условие:
- Перелет осуществляется полностью или частично авиакомпанией ЕС
- Из Турции (любой авиакомпанией)
- В Турцию (любой авиакомпанией)
Например:
Летим Аэрофлотом Россия-Берлин – не попадает под действие регламента.
Летим Air Berlin Россия-Берлин, или из Берлина в Россию – уже попадет.
2.4. Дополнительные услуги, которые вам обязаны оказать
Кроме того, вы имеете право на другие сервисы. По отзывам – сотрудники авиакомпаний знают о них, но не всегда «с радостью» выполняют необходимые условия.
Вы ждете рейс уже 2 часа:
- После 2 часов можете смело просить прохладительные напитки (соки, вода, газировка) и закуску (чипсы, орешки).
- Возможность 2 раза позвонить и отправить 2 электронных письма.
- Если с вами дети, то вам должны предоставить доступ в специальную комнату с возможностями ухода за ребенком, кормления.
Вы ждете уже 4 часа:
- Горячая еда. И так – каждые 6 часов.
Вы ждете 8 часов:
- Оплата возможности переночевать в отеле.
- Вам должны вызвать такси или отвезти к месту отдыха, а потом обратно.
Если вам сотрудники компании отказали, не предоставили что-то из этого, то тоже имеете право собрать чеки (еда, отель, трансфер) и приложить их к жалобе или судебному иску.
3. Сервис compensair
Компания сompensair – посредник между пассажирами и авиакомпаниями. Самим заниматься судом против авиакомпании – сложное, долгое, затратное дело.
Специалисты из compensair взяли на себя весь процесс получения денег. Как это работает?
Вам нужно зайти на сайт, запомнить информацию рейсе и задержке/отмене. Отправляете информацию специалистам компании. Дальше начинается их часть работы: разговоры с авиакомпанией, составление жалобы, обращение в суд.
С чем они работают:
- Задержки и отмены рейсов.
- Отказ в посадке.
- Пропущенные пересадки.
Компания берет себе 25% компенсации, которая положена в данном случае, все остальное получает пассажир. Вообще, справедливо. Вы бы тоже потратили достаточно денег на походы к адвокатам, составление жалоб и судебные расходы.
Они работают как раз с Регламентом ЕС 261 (ЕС и Турция). Если вам положена компенсация – compensair ее для вас смогут получить.
Средний размер компенсации – 450 евро. Если они берут 25%, то вам остается 338 евро. А при максимальной компенсации в 600 евро вы получите 450 евро.
3.1. Проверка рейса
Рейс можно проверить, причем принимается информация о задержках и опозданиях за последние 6 лет! Проверить рейс легко – зайдите на вкладку «Проверить рейс», введите информацию о рейсе, направление, дату вылета.
Так же можно проверить прямо через эту форму:
В этом же разделе найдете калькулятор компенсации, сможете прямо на сайте узнать, сколько можно получить, если обратиться с жалобой в авиакомпанию.
Хотите проверить рейс и оформить компенсацию? Заходите скорее на сайт сompensair.
4. Выводы
Тут, с одной стороны, в законе все ясно сказано – когда и кому полагается компенсация. Но очень часто человек просто не хочет ввязываться в такие дела как суды и разбирательства. Это долго, муторно, требует денег и сил. Так многие сидят молча в аэропорту и ждут по 8-10 часов без еды и постели. Хотя имеют право получить все это.
Вы же заплатили за билет, услуги авиакомпании. Теперь, если задержка или отмена произошли по их вине, они должны вам компенсировать ущерб и сделать ожидание максимально удобным. Обратите внимание на эту информацию и всегда помните о своих правах!
Удобно, что можно воспользоваться специальным сервисом для получения компенсации. Они помогают рассчитать и получить компенсацию. Сделать это просто, но вам нужно знать номер своего рейса. Принимается информация за последние 6 лет. Наверное, у каждого был такой момент в жизни, когда он куда-то не успел или потерял деньги из-за опоздания самолета. Последний раз я ждала в аэропорту рейса, отмененного из-за плохих погодных условий, почти 10 лет назад. Компенсацию тогда так и не получила (даже не знала о такой возможности), но вот горячее питание предоставляли каждые 2 часа.
Вам когда-нибудь приходилось требовать компенсацию за задержку рейса? Удалось получить? Расскажите нам про свой опыт – успешный или неуспешный. Как думаете, ресурс compensair облегчает задачу получения компенсации? Или кто-нибудь с ним уже работал?
Полезные советы и лайфхаки для туристов вы найдете на страницах блога. Мы ищем новые способы облегчить жизнь любителям путешествовать. Подпишитесь, чтобы не пропустить что-нибудь важное для ваших будущих путешествий.
У меня такого еще не было, чтобы рейс отменяли, но где-то на подсознательном уровне это меня пугает, все-таки билеты дорогие и не хочется остаться с носом. Спасибо за дельные советы, буду знать!
Пару раз попадали в подобные ситуации, но решили не тратить время на подобные разбирательства, ведь действительно слишком много нюансов нужно учесть, чтобы компенсацию выплатили.
Какая полезная инструкция, я и не знала, что имею право на компенсацию. А по незнанию промолчишь — никто не кинется тебя догонять из авиакомпании, чтобы компенсировать. Им это не выгодно.
Конечно, нужно знать свои права и обязанности компании-первозчика. Но на практике очень сложно добиться защиты своих прав, а о компенсации в размерах, указанных в статье, можно только мечтать.
Ого, я и не знала о такой возможности. Много раз попадала в подобную ситуацию с ожиданием. Один раз даже высадили из самолета и пришлось в аэропорту ждать, пока пригонят новый самолет из другой страны. У того что-то оказалось с двигателем. Нервы, конечно, убиваются. Нужно будет разобраться в своих правах.
Очень важная информация, у меня несколько лет назад была ситуация, что из-за задержки рейса я не успела на другой самолёт, время стыковки там было совсем не большим. В итоге потеряла круглую сумму.
Полезная статья, но жаль, что поздно о ней узнала. В начале весны летела с маленьким ребенком в другую страну. По приезду в аэропорт узнали, что наш рейс задерживают на 4 часа, а потом еще на 2! И даже не предложили ни обед, ни питьё.
Да, ситуация с задержками может вовсе испортить путешествие. Такого опыта у меня не было, но знакомый рассказывал, что их, где-то примерно одиннадцатого года, задержали. Поили бесплатными напитками и выдали скромную компенсацию в совсем маленькую сумму. Хотя и задержали их часов этак на 3